К
сожалению,мы – русские в основе своей
устроены таким образом, что все надежды на лучшее будущее обязательно
связываем, если не с царем – батюшкой, то с добрым барином, который придет и
решит все наши проблемы. Даже общественно – значимые лица, представляющие цвет
русской диаспоры, стремятся непременно спроектировать и построить свои
структуры не по функциональной значимости, а «под заказ» кого-то сверху, в
единственной надежде обрести точку финансовой опоры. В результате мы имеем то,
что имеем: несколько хилых, узко специализированных общественных союзов и две умирающих
партии, переваривающих самое себя. Основная их забота – выживание,
сохранениевлияния на непрерывно
сужающемся общественном поле и поддержание минимальных кондиций дееспособности
в глазах реальных или потенциальных доноров.
Что
и говорить, такой организационно – структурный ресурс, распыленный и
растворенныйв эстонской
действительности,не может вызывать оптимизма, а уж тем паче,
вдохновлять и направлять русскую диаспору на согласованные конструктивные
действия.
Многократные
попытки, предпринимаемые отдельными личностямина объединительном поприще, заканчивались безрезультатно, т.к., опять –
таки, преследовались глубоко скрываемые целиудовлетворения личных амбиций и перехвата «заказа»у своих ближайших соратников – соперников.
Именно
в этих бесполезных маневрах за овладение стратегическим плацдармомдолгосрочной перспективы благополучия узкой
группы общественно – политических деятелей, мы потеряли драгоценное время, в
течение которого должно было состояться самоопределение русской диаспоры,
вместе с государством оказавшейся перед лицом новой реальности – вступлением в
составЕС.
На
наших глазах происходят разительные перемены, обусловленные процессами
федерализации общеевропейского государства; открываются границы, глобализируется
рынок труда, динамично развивается межнациональная культурная и образовательная
интеграция, унифицируется законодательная база.
Общественное
осознание масштабности происходящих вокруг нас событий, казалось бы,должно вдохновить и подтолкнуть русскуюинтеллектуальную элиту к коллективному
осмыслению действительности, определению роли и места «русского сектора» в
европейской системе координатипоиску новых содержательных моделей общинного
строительства.
На
самом деле, ничего этого не происходит. Идет традиционная перегруппировка
сил,все с той же целью занять выгодную позицию в ряду
себе подобных и добиться монополизациисферы влияния на восточном направлении. Это означает, что мы, скорее
всего, вновь увидим мышиную возню самоизбранных и самопровозглашенных лидеров,
не имеющую ничего общего с интересамирусского сообщества.
И
все же, особенность текущего момента и вера в здравый смысл настоятельно
диктует потребность искать и находить союзников, способных
преодолеть
эгоистические устремления и готовых посвятить себя формированию сильной и
жизнеустойчивой общинной системы, органически вписывающуюся в европейский
общественно – политический формат. Речь идет именно о системе, как совокупности
общественно - политических институтов русской диаспоры, связанных общими целями
и программными установками, но, выполняющие собственные функции и решающие
собственные же задачи. Ни одна ныне действующая структура не в состоянии полномасштабно сформулировать и реализовать стратегию
создания крепкой общины. И это еще не все. Исключительно важно, чтобы названная
система была грамотно вмонтирована в европейское и национальное правовое
пространство и стала равноправным членом общеевропейской русской
представительской и координационной системы. Фактически, задача - максимум, в конечном счете, сводится к тому,
чтобы в объединенной Европе возникла международная организация русского и
русскоговорящего населения, веско и убедительноотстаивающая права национального меньшинства, численность которого
достаточна для образования небольшого государства.
Сама
идеясоздания подобного объединения
буквально витает в воздухе. Попытки создания транснациональных русских
«Соборов», «Конгрессов», «Форумов» и т.д. предпринимались многократно, еще с
начала 90-х годов, но все они не увенчались успехом, если не считать Конгресс
Русских Общин, организованный и возглавляемый Дмитрием Рогозиным. С уходом
Рогозина в большую политику,деятельность КРО практически прекратилась.
Основными
причинами неудач в деле создания межобщинных систем, наверное, являетсяотсутствие объективных условий ( осознанной необходимости)
таких объединений, слабая режиссура столь крупными оргмструктурами, а, самое главное,отсутствие русских общин как таковых в государствах, где русские являются
национальным меньшинством.
Сегодня,
на стадии оформления ЕС в единое многонациональное государство, ситуация
радикально изменилась. Формирование общенационального законодательства привело
в движение все значимые, специфические группы и категории европейского сообщества, стремящиеся
лигитимизировать свой правовой статус и добиться для себя максимальных прав и
свобод, установленных международными демократическими нормами. Усиление борьбы
за гендерное равноправие лучшей половины человечества, нарастающее давление
сексуальных меньшинств, расширение профсоюзного движения, протестные
выступления нацменьшинств во Франции - индикаторывысокой общественной активности европейского третьего сектора.
Не
объединившись в транснациональную систему,лишенные голоса русские, проживающие на территории ЕС, окажутся за
порогом законотворческого процесса, что в последствие может существенно затруднить
русскому сообществу выход на параметры организации достойной жизни в молодом общеевропейском государстве.
При
всем том, что все мы по - разному воспринимаем мир и окружающую нас действительность,
существуют критерии, остающиеся цементирующей основой русского единения.
Общность
истории, культуры, языка, народных традиций позволяет нам в любом уголке
цивилизациисохранять национальную
идентификацию, а следовательно, добиваться нормальных условий своей
самореализации, включая право на получение и распространение информации на
русском языке, который по оценке экспертов, входит в число пяти, наиболее востребованных
в ЕС, языков общения.
Такая
постановка вопроса полностью соответствует принципам демократии и гражданского
общества, установленным на территории Евросоюза органами власти и управления.
Сейчас
наступил момент истины, когда мы стоим перед выбором своей судьбы, зависящей
исключительно от того,сумеем ли в короткий
срок объединиться в представительную систему и повлиять на ход событий, или предпочтем
остаться на задворках европейской жизни, оставшись у разбитого корыта и посыпая головы пеплом, кляня собственную
инерцию и нерасторопность.
Время
на исходе. В обществе, как и в жизни, - кто не успел, тот опоздал.
И
это не расхожие слова, не призыв к слепому объединению не известно кого с кем и
во имя чего. Существует осмысленная и
внятная программа создания общинной системы и отдельных ее структурных звеньев.
Авторский коллектив этой программы не претендует на истину в последней
инстанции и приглашает к обсуждению проблемы и дальнейшей совместной работе
всех, кто готов консолидировано действовать в интересах русского сообщества в
Эстонии. Необходимо преодолеть синдром взаимной отчужденности и недоверия и
дружно строить свой завтрашний день.
Сообща
нам предстоит сформировать единый Оргцентр – мозг нарождающейся системы,
способный не только генерировать идеи, но и организовывать деятельность по
воплощению этих идей. Нужны опытные профессионалы - организаторы, идеологи,
юристы, предприниматели, общественные деятели, все те,
кто практическиможет помочь общему
делу.
А
дальше по общеизвестной формуле: «Цели ясны, задачи поставлены, за работу
товарищи!»