От избирателей до политиков и обратно
К
явлениям, происходящим во внутренней политике, можно относиться по-разному.
Большинство наших сограждан давно привыкли к тому, что где-то наверху постоянно
происходит политическое брожение, в результате которого рождаются и умирают
межпартийные коалиции, министерские и муниципальные кресла занимают и
освобождают люди, дела которых так и остаются незавершенными. Досрочная ротация
становится эффективным PR-приемом, позволяющим
одним – умыть руки, другим, - не успеть их даже намылить, а всем вместе – ни
нести никакой ответственности за свою деятельность.
В
какой-то ограниченный момент времени, в период выборов, мы превращаемся в самых непосредственных
участников политических событий, от которых зависит, кому праздновать победу, а
кому быть побежденным. На короткий миг все мы становимся «абсолютным носителем
власти». В такой момент, партии - соискатели заветных мандатов в органах
государственной и муниципальной власти,
проникают к нам внезапной трепетной любовью и применяют самые
замысловатые приемы, дабы вызвать у нас симпатию и неистребимое желание отдать
свои голоса в их пользу.
Многие
из нас давно уразумели, что предвыборные состязания, не что иное, как яркий и шумный карнавал, хорошо
отрепетированный и поставленный. Такое событие интересно смотреть, но без
личного участия. Именно такой подход и демонстрирует половина наших сограждан,
остающихся в день выборов дома и не утруждающих себя путешествием к местам
голосования.
Вторая
половина населения все еще верит в то, что участие в выборах – это гражданский
долг и возможность формировать власть, готовую денно и нощно трудиться во благо
народа. Эта активная половина и есть тот самый электорат, который так необходим
политическим бойцам для победы над себе подобными в битве за высокие должности,
портфели и кресла.
Однако,
так ли устойчива активная часть традиционных избирателей, чтобы партии,
действующие на эстонской политической арене, могли позволить себе ограничиться
единовременным, пусть и красочным, предвыборным карнавалом? Прошедшие выборы в
Европарламент продемонстрировали, что массовый избиратель вполне может
проголосовать «ногами» и, хотя, аналитики убеждали, что электоральная
пассивность вызвана исключительно слабым интересом избирателей к европейским
делам, целесообразно не упрощать ситуацию, а взглянуть на нее с точки зрения
нарастания усталости ожидания народом
позитивных изменений в жизни общества.
Что,
собственно, видит избиратель в период между выборами? Пять-шесть партий,
преодолевших заветный 5-ти процентный барьер, продолжительное время
маневрируют, с тем, чтобы занять во властных структурах наиболее выгодные
позиции и, одновременно, оттеснить недружественных конкурентов. Наконец, ценой
неимоверных усилий, оформляются зыбкие коалиции, объединяющие друзей поневоле.
А
затем, все участники политического процесса, полностью сосредотачиваются на
внутренних проблемах удержания завоеванных позиций, борьбе с оппозиционными
силами и утряске внутрикоалиционных разногласий. В подобных условиях, каждое
решение дается с боем и тщательно фильтруется, как союзниками, так и
противниками. Надо ли говорить о том, что органы власти и управления всех
уровней, постоянно пребывающие под межпартийным прессом, просто по определению
не в состоянии действовать эффективно, т.к. и депутаты и чиновники обязаны
непрерывно вести расчеты направленности политических векторов и действовать не
столько из соображений здорового прагматизма, сколько руководствоваться
принципами политического компромисса.
Что
касается предвыборных обещаний, расточаемых партиями избирателям, то их осуществление становится и вовсе делом мало
реалистичным, а потому, не заслуживающим дополнительных усилий власть
предержащих.
Таким
образом, из раза в раз, воспроизводится один и тот же сценарий, когда взаимная
любовь избирателей и политиков,
пробивающиеся к власти, носит сезонный
характер и завершается в день выборов, после чего все расходятся по своим
местам, где каждый занимается (или не занимается) своим делом.
Однако,
коль скоро между нами и политиками происходит любовь по расчету, возникает
резонный вопрос: В чем же выгода избирателей от этой любви? Чтобы не впадать в
риторику, приведу конкретный пример.
Уже
который выборный сезон Центристскую партию поддержало практически треть
избирателей, имеющих право голоса. Сторонники ЦП пришли к избирательным урнам,
будучи уверенными в том, что их волеизъявление и сознательный выбор
предопределят не только структуру власти, но и главные направления
государственной политики.
И
что же? В Рийгикогу центристы занимают
места на скамейке оппозиции, а их законодательные инициативы подавляются
правящим большинством еще в зачатии.
На
самом деле причина, по которой партия,
победившая на парламентских выборах, оказывается в числе побежденных и
отправляется «в отстой», до удивления банальна. Право формирования правящей
коалиции предоставляется партии, набравшей на 1-2 голоса больше тех же
центристов. А давно известно, что два медведя в одной берлоге не живут, поэтому
выбор, как правило, предопределяется в пользу более слабых и удобных
коалиционных партнеров. Правящей партии с такими партнерами работается легко,
т.к они в силу своего малого
представительства вынуждены пребывать в подчиненном положении, находясь в
положении «искусственных спутников земли».
Такова
законодательная норма, которая образует трещину между избирательной системой и
системой формирование власти.
При
этом исключены сугубо демократические механизмы, позволяющие избирателям
контролировать действия выборных органов через институты запросов, отчетов
депутатов, а также лишения их депутатских полномочий в случае невыполнения
своих предвыборных обещаний.
Все
это закономерно ведет к дистанцированию власти от народа. Какой смысл имеет
само участие в избирательном процессе, если твоим бюллетенем для голосования
так легко и просто можно вытереть ноги, не нарушая при этом законов.
Возможно, кому-то покажется, что автор «перегибает палку». Но, если Эстония на деле стремится к демократии, парламентариям страны целесообразно повернуться лицом к народу, наделить его реальными возможностями осуществить конституционное право выбирать себе власть и контролировать ее деятельность. В противном случае разговоры о гражданском обществе и построении правового государства останутся на уровне благих намерений.
Анатолий Егоров, член Объединённой Левой партии Эстонии
Европейские левые у своих коллег в Эстонии
Накануне выборов в Европарламент в Таллинне
побывал один из руководителей
Всеевропейской левой партии г-н Гельмут Шольц. Вот, что он рассказал нашему корреспонденту.
Мой приезд в Таллинн связан с
подготовкой Объединенной левой партии Эстонии к предстоящим выборам в Европарламент. Наша задача вселить в уверенность в наших коллег в
то, что кандидаты от Объединенной левой
партии реально могут рассчитывать на депутатский мандат в Европейском парламенте. Совершенно ясно, что мировой
финансово-экономический кризис, охвативший и европейский континент, подтолкнет
все евро партии к жесткой борьбе за каждое депутатское место. Как никогда
ожесточенно развернется борьба двух концепций развития Евросоюза; либеральной,
направленной на сохранение капитализма в
нынешнем его виде и левой, ставящей цель
социализации общества в интересах подавляющего большинства жителей Содружества.
Сейчас левое движение
набирает силу. Всеевропейская левая партия это структура, куда входят 30 партий из
24 стран ЕС, включая и вашу партию.
У нас есть программные
установки, как нам дальше развивать
Европейский союз. Мы сконцентрировали внимание
в общепартийной предвыборной платформе прежде всего на том, как строить социальную Европу. Мы решительно выступаем за
изменение статута Европейского центрального банка, практически
монополизировавшего право распоряжаться общеевропейскими финансовыми ресурсами
и определять финансовую политику ЕС. Сегодня
капитализм изжил себя, и время неолиберального подхода в политике ушло. Люди ждут
от руководства Евросоюза конкретных решений,
чтобы изменить нашу жизнь к лучшему, и судьба этих решений определяется прежде
всего европейским парламентом – высшем законодательным органом ЕС. Узко национальный подход к сегодняшним проблемам не приемлем.
Например, автомобильная промышленность Германии находится в очень тяжелом положении и здесь требуется
общеевропейское решение этой проблемы. Много подобных проблем и в
Эстонии, где также необходим общеевропейский подход к решению наболевших
вопросов. На наш взгляд антикризисные меры, принятые многими государствами
о вливании средств государственного бюджета в определенные промышленные
отрасли и коммерческие банки не приведут к оздоровлению экономики и
сохранению рабочих мест. Здесь необходим общий
подход к изменению всего экономического
комплекса Европейского Союза, при этом нельзя забывать и экологический фактор. Поэтому решение проблем экономики левые силы Европы видят в единстве финансовых, экономических и
экологических мер и мероприятий на всем европейском пространстве.
В трудный момент, который все
мы переживаем, не может быть места национальной обособленности и эгоизму.
- Почему левый силы Европы вдруг обратили внимание на
Восточную Европу и страны Балтии, тогда как правые от них дистанцировались?
Левые европейские партии
изначально критиковали Маастрихтский договор 1992 года за то, что в нем не было
должного внимания развитию Восточной Европы. Правые европейские силы считают,
что эти страны должны сами справиться со своими проблемами и только тогда может
быть рассмотрен вопрос о помощи им. Мы же считаем, что без поддержки стран Восточной Европы, нам не справится с общеевропейскими проблемами
и мы требуем от ЕС, чтобы они уделили самое пристальное внимание государствам
Восточной Европы, особенно тем из них, которые больше других отстают в
социально-экономическом развитии или пострадали от глобального кризиса.
- Какие совместные действия вам предстоит
осуществить в ближайшее время с
Объединенной Левой партией Эстонии?
Со мной в Эстонию приехала вице-президент Европейской Левой партии Грациелла Маския и мы поделились своим опытом организации избирательного процесса в ряде стран ЕС, где наиболее успешно выступили Левые силы. Мы также отработали тактику проведения предвыборной кампании ОЛПЭ по предстоящим выборам в Европарламент и договорились о постоянной координации действий и регулярном обмене информацией. Рассмотрены многие вопросы дальнейшего сотрудничества и определены главные направления совместных действий. Мы очень надеемся на то, что Объединенная Левая партия Эстонии сумеет заручиться широкой поддержкой избирателей как прогрессивная и перспективная сила. Если ваш представитель будет избран в Европарламент, мы будем в одной фракции решать, и общие проблемы, и проблемы, заботящие народ Эстонии. Верим, что молодую Объединенную Левая партию, сконцентрированную на вопросах социального равноправия, ждет хорошее будущее.