Народившаяся в период глобальных перемен в жизни
общества, молодая эстонская политическая система формировалась и развивалась
гипертрофированно, с явно выраженным «правым уклоном». Партии, одна заодной, выходящие на политическую арену,
упорно стремились занять правый фланг, справедливо полагая, что на этом фланге
находится и массовый электорат, пребывающий под впечатлением
национально-освободительных идей. Какое-то время политический баланс удавалось
сохранятьблагодаря сильной Центристской
партии и крепкого середнячка,лево -
центристской Объединенной народной партии (ОНПЭ). Развитие рыночных отношений,обусловило изменения социального облика
эстонского общества, а вместе с ним изменилсявектор электоральных предпочтений, что не замедлило сказаться на системном
падении политического рейтинга самой правой партии «Исамаалийт» и умерено
правой «Мыдукат» (ныне социал-демократическая партия). Популярность
Центристской партии и ОНПЭ, напротив, ощутимо возросла.К 1999 годурейтинг лево-центристских сил стал угрожающе опасным для других
участников политического процесса. В безопасности могла чувствовать себя только
либеральная «Партия Реформ», занявшая устойчивое положение в кругах крупного
бизнеса и среднего слоя предпринимателей, стабильно поставлявших ей 16-18% голосов
на выборах всех уровней. На рубеже 2000 года возникли первые признаки грядущего
политического кризиса, оставшиеся без внимания, большинства политиков и
независимых аналитиков. В уходе с политической арены целого ряда, не только
мелких, но и достаточно крепких партий, таких, например, как «Кондэраконд», многие
усмотрели позитивный процесс становления эстонской политической системы. В то
же время, перегруппировки, происходящиена межпартийном и внутрипартийном уровнях, расценивалиськак тактические маневры, с целью занятия
более выгодных позиций в канун тех, или иныхвыборов, либо какPR- приемы политтехнологов. Однако
такие суждения оказались ошибочными.
Ведущие партии, увлекшись межпартийной
борьбой, все реже обращали внимание на смену электоральных настроений в
обществе, связанных с накоплением усталости ожидания позитивных перемен.Стратегические цели уступили место локальным,
сиюминутным задачам – выиграть ближайший политический поединок – очередные
выборы. В лево - центристском лагере утвердилась атмосфера самоуспокоенности а,
в какой-то мере, и самоуверенности. Депутатские группы в Рийгикогу, а также в
органах местного самоуправления, в которых лево-центристские представители
имели серьезное влияние, нередко действовали несогласованно, а порой и
другпротив друга.Непрерывное лавирование партийных элит в
целях занять более выгодное положение в структурах власти, приводило к созданию
самых неожиданных коалиций. Достаточно вспомнить, как в 2002 году сильная
депутатскаяфракция, образованная в
Таллиннском Горсобрании политическими силами объединенного русского списка,
вдруг подписала коалиционное соглашение спартией «Исамаалийт», нарушив, таким образом, предварительные
договоренности с Центристами. В свою очередь Центристская партия неустанно вела
«подкоп» под русскоговорящих избирателей, понимая, что именно там находится,
никем невостребованный электоральный ресурс. Этот процесс, вольно или невольно,
работал противОНПЭ и других «русских»
партий, теряющих свою электоральную базу.
Оформление
политического кризиса ознаменовало полное и окончательное размежевания партий,
представляющих интересы русского и русскоговорящего населения. На момент
кризиса, таких партий насчитывалось – 5 и каждая из них стремилась занять
лидирующее положение. События показали, что сделать этого не удалось, но,
привело к невосполнимым потерям для «русского» политического движения и откат
его на последние рубежи большой политики.
Между
тем, на «эстонском» фланге какое-то время наблюдалось относительное затишье,
обусловленное негласным разделом сфер электорального влияния. Если Центристы
усиливались за счет русскоговорящего электората, то Реформисты до определенного
времени получали подпитку за счет крайне правых, ощутимо теряющих в
политическом «весе».
Можно
было прогнозировать, что при таком развитии событий, к 2003 году на эстонской
политической арене будут доминировать только две - три партии,
а все прочие, или канут в небытие, или отойдут на третьи роли. Однако
этого не произошло.
К
2002 году на политическую арену стремительно выходит партия «нового типа»,
выпестованная бывшим Президентом страны Л. Мери, опытнейшим политиком Р.
Тагапера и крупным бизнесменом О. Талем. Выросшая из клуба молодых эстонских
политиков, партия «РесПублика», по замыслу ее организаторов, должна была прочно
занять право-центристскую нишу, постепенно заменить ослабленный «Исамаалийт» и
серьезно потеснить центристов.
Партийные
идеологи - республиканцы сделали правильный ход, главную ставку поставив на
энергичную и честолюбивую молодежь, смелодоверив ей руководство партией ивооруживпривлекательным
лозунгом «Наведем в стране порядок», созвучным с чаяниями простых людей,
уставших от нескончаемых реформ и, ожидающих улучшения жизни.
За
два года (2002-2003г.г.) «РесПубликанцы» прошли победоносный путь выборов в
органы местного самоуправления и Парламент (Рийгикогу), став по количеству
мандатов и популярности второй партией в Эстонии, незначительно уступив пальму
первенства толькомногоопытным
центристам.
Казалось
бы с этого момента должно начаться преодоление кризиса и выздоровление
эстонского политического организма, но ситуация сложилась с точностью до
наоборот.
Стремительно
придя к власти, став главной партией правящей коалиции и, возглавив
Правительство, молодые «республиканские ястребы» в одночасье презрели
идеологические установки своих политических наставников и не стали утруждать
себя занятием, предназначенной для них, политической ниши. Партия, умело
раскачиваемая противниками и теми же союзниками по коалиции, быстро потеряла
ориентиры, свернула предвыборный лозунг и попала в затяжной политический штиль.
Но,
от внимательного наблюдателя не могло укрыться одно важное обстоятельство, а
именно: выход на эстонскую политическую арену таранных республиканцев стал для
прочихнеожиданностью чем-то сродничертику из табакерки. Возникла межпартийная
сумятица и неразбериха, только способствующая оформлению общего политического
кризиса.
Достаточно вспомнить, как многотрудно и болезненно формировалась
правительственная коалиция послезавершения парламентских выборов 2003 года. На эту процедуру депутатские
фракции безрезультатно потратили три месяца и только вмешательство Президента
А. Рюйтеля, выступившего в роли третейского судьи, помогло эстонским
парламентариям благополучно разрешить ситуацию. Выстраданная правящая коалиция,
в которую вошли партии «Реформ», «РесПублика» и «Рахвалийт» стала обществом
друзей поневоле. «Лебедь, рак и щука» впряженные в одну упряжку», как и
следовало ожидать, потянули государственную телегу в разные стороны, вследствие
чего, последняя так и не тронулась с места. Вопреки всем правилам политического
жанра, Центристская партия,победившая
на выборах, осталась не у дел, что окончательно разрушило логическую
конструкцию пирамиды власти.
Саморазвал
зыбкого правящего триумвирата оставался вопросом времени. Традиционная
эстонская рассудительность хранила коалицию на протяжение полутора лет. Но, по
– мере приближения даты очередных выборов в местные органы самоуправления, все
участники правящего альянса начали проявлять нервозность и неуживчивость,
отдавая себе отчет в том, чтонеобходимо
успеть первыми дистанцироваться от своих партнеров, дабы оставить им «почетное»
право оправдываться перед избирателями за невнятную политику и многочисленные
курьезы, сопровождавшие весь период их общего правления.
Декабрь
2004 года, образно говоря, ознаменовал переход скрытого правительственного,
парламентского и межпартийного кризиса в фазу политической аритмии,катализатором которого стал «бархатный» переворот
в Таллиннском Городском Собрании – главном форпосте Э. Сависаара и Центристской
партии. По замыслу вдохновителей переворота – все тех же партий правящей
коалиции, захват стратегического плацдарма, коим является столица Эстонии,
должен был способствовать укреплению, порядком расшатавшегося коалиционного
блока и, одновременно, ослабить главного политического конкурента – ЦП.
Испытанным
приемом покупки голосов, «заговорщики» овладели городом, сместив Э. Сависсара с
поста мэра Таллинна и поставив на его место республиканца Т. Пальтса.
Однако
вопреки замыслам, победители не сумели извлечь из новой ситуации никакой
политической выгоды.
Во-первых,
поражение Э. Сависаара, неожиданно для противника, обернулось его неформальной
победой в электоральной среде как человека, незаслуженно лишенного властных
полномочий.
Во-вторых,
прибрав к рукам крупнейший мегаполис страны всего за 9 месяцев до очередных
выборов, новая городская коалиция угодила в жесточайший цейтнот; слишком мало
время осталось для того, чтобы успеть продемонстрировать свою управленческую
состоятельность и обесценить заслуги Центристов.
Центристская
партия, напротив, оказавшись в оппозиции, полностью развязала себе руки,
получила передышку на осмысление положения и накопление сил. Чувствительный
щелчок явно пошел на пользу центристскому лидеру, заставив его заняться
внутрипартийным ремонтом и заделкой «брешей», давно уже образовавшихся в
центристской «кладке» с демонстративным выходом из партии депутатов РийгикогуКрейцберга, Тыннисон и еще 7-ми
парламентариев. Отметим, что этот демарш основательно обескровил центристскую
фракцию в эстонском Парламенте.
Тем
не менее, одно бесспорно: освободив Э. Сависаара от должности столичного Мэра,
коалиционщики, сами того не желая, предоставили ему возможность играть роль
«разводящего».Мастер политических
интриг, тонко
чувствующий малейшие оттенки игры, Сависсар незамедлительно сделал то, что и
должен был сделать, - окончательно столкнул правящий триумвират лбами,
фактически доведя его до полного разрушения. Это состояние мы и назвали
«аритмией» эстонской политики.
О
том, как развивались политические процессы последние 2-3 года, каково состояние
партийного сообщества в настоящий момент и что можно ожидать в недалекой
перспективе, попробуем разобраться в последующих материалах