Известно, что экономическая политика ЕС направлена на
развитие общеевропейского рынка товаров и услуг и, наоборот – протекционизм всячески ограничивается,
вплоть до введения санкций против государств, осуществляющих протекцию тем или
иным производителям. За последние 2-3 года таким санкциям неоднократно
подвергались ведущие экономики ЕС – Германия, Испания, Франция, Италия.
Это означает, что органы
власти и управления ЕС стратегическим
направлением развития еврозоны считают свободную конкуренцию и такое же
свободное движения капитала, а протекционизм рассматривается как явление –
антипод, тормозящее рыночные механизмы.
Мировой финансово-
экономический кризис, обрушившийся в том числе и на Объединенную Европу,
продемонстрировал, что спасение
экономики не может быть осуществлено только каким-то одним способом.
Необходима долгосрочная стратегия общеевропейского развития, как комплекс мер и мероприятий, направленных не
только на улучшение среднестатистических показателей еврозоны, достигаемых, как
известно, за счет 5-6 наиболее развитых государств, но и ставящих цель добиться
экономического роста в каждой из 27 стран Сообщества.
Такая стратегия обязана учитывать многие факторы и, прежде всего, реальное положение бедных и богатых стран ЕС, их социально –
экономическую ситуацию.
Поэтому экономическая политика ЕС, нацеленная на интеграцию и создание
единого рынка, должна быть гибкой и, в
определенной мере, протекционистской в отношении государств той же
Восточной Европы.
Жесткие единыестандарты и критерии экономического роста,
различные ограничительные нормы ипоказатели,включая искоренениевнутреннего протекционизма,
устанавливаемыев директивном порядке
Еврокомиссией, могут стать серьезным препятствием для выхода из кризиса и
экономического роста, как стран второго «эшелона», так и всего Европейского
сообщества.
Совершенно очевидно, что ЕС предстоит решить задачу
выравнивания экономического положения стран Евросоюза. Едва ли достичь этого удастся исключительно рыночными
механизмами. Скорее всего, властным структурам ЕС придется использовать
элементы государственного регулирования и общеевропейского планирования. По
моему мнению, европейскому руководству целесообразно уменьшить нормативы
отчислений в европейский бюджет и различные накопительные фонды со стороны
бедных стран, и увеличить их дотирование на конкретные целевые программы развития.Протекционизм в упомянутых странах должен
быть разрешен в пределах, необходимых для подъема приоритетных отраслей
экономики и развития производственной инфраструктуры. Одновременно, со стороны
ЕС должен быть усилен контроль за соблюдением в таких государствах
антимонопольного законодательства, с тем, чтобы меры протекционистского
характера не применялись в интересах узкого круга производителей с участием
государства, таких например, как наши Эстонская Железная Дорога, «Эстонэнерго»
и др.
В рамках развития
общеевропейского рынка, следует дифференцировать и порядок установления
экспортно – импортных квот, предоставляя менее экономическиразвитым странам, преференции, расширяя
возможностиувеличения поставок своей
продукции в другие страны ЕС и за пределы Евросоюза.
Уважаемые сограждане!
В мире еще не открыто
«лечебное» средство, способное в одночасье «вылечивать» такие опасные недуги,
как нынешний тяжелейший экономический кризис. Первый, кто разработает рецепт
такогоуникального лекарства, наверняка
получит Нобелевскую премию.