Наиболее высокая активность продемонстрирована в
Таллинне (31%), Тарту (29%), Йыгева (29%) а наиболее низкая активность имела
место в Хийумаа -23%, Саремаа – 21%, Пылва – 23%, Ляне – Вирумаа – 23%.
Для Эстонии столь угнетающая пассивность прозвучала
тревожным звонком резкого снижения интереса граждан страны к европейской жизни и стремительного роста в
народе евроскептицизма.
Обескураживающими
даже для видавших виды политологов стали и
сами результаты выборов, которые выиграл практически один человек –
бывший тогда министр иностранных дел ЭР
Т.-Х. Ильвес, баллотировавшийся от социал-демократической партии. Отметим, что сама СДПЭ имела на момент
евровыборов наименьший политический рейтинг среди основных «игроков».
В
итоге г-н Ильвес увеличил число избирателей своей партии на 245%, принесли в ее
копилку более 60.000 голосов, в то время как остальные 11 кандидатов в купе
набрали чуть больше 9.000 голосов избирателей. Эта цифра ниже личного показателя
кандидата от партии «Рахвалийт» Я. Рейляна, занявшего среди всех кандидатов
в «личном зачете» 7-е место. Таким образом результат
соцдемов можно отнести к курьезам, т.к. на самом деле названная партия,
заполучившая с Ильвесом половину евродепутатских мандатов, в действительности
потеряла более 25.000 избирателей по сравнению с 2003 годом.
Успех Ильвеса, окрещенный в республиканской прессе
как феномен, на самом деле таковым не является, ибо всецело достигнут вследствие пиара самих СМИ, заключивших негласное корпоративное решение о медиа – поддержке
упомянутого кандидата.
Следует отметить, что ни одной из других партий,
участвующих в выборах не удалось достичь собственного показателя электоральной
активности, Все они сумели привести к избирательным урнам от 12,7% избирателей
(РесПублика), до 32,4% (Центристы и партия Реформ). Можно выделить, пожалуй
хорошую организованность партии «Исамаалийт», которая лучше других сумела
мотивировать своих избирателей прийти на
участки и отдать голоса в пользу своего списка, в результате чего №1 Исамаа
Туне Келам сумел замкнуть список счастливых обладателей депутатских
европортфелей. .
В конечном счете, именно показатели электоральной
активности сыграли решающую роль в определении победителей европарламентских
выборов. Явка избирателей имела значение прежде всего для партий, располагающих
ограниченным электоральным ресурсом. К таким партиям относились три парламентских партии - «Рахвалийт», СДП и
Исаамалийт» и конечно т.н. «малые» партии, имеющие рейтинг не более 1,0 - 2,0%
и не претендовавшие на «пьедестал почета» в выборном «забеге». Подтверждением
сказанному является «Рахвалийт»,
потенциал которого на момент выборов составлял примерно 65.000 человек,
из которых на выборы не пришли более 47.000 человек. В тоже время «потеря» более 70% избирателей, понесенных на
европарламентских выборах Центристской
партией и реформистами, не стала трагедией, т.к. у них был запас прочности
соответственно 40.000 и 28.000 голосов,
который и позволил достичь желаемого результата. Полный обвал «РесПублики»,
потерявшей свыше 106.000 избирателей (86,3%) обусловлен не только резким
падением политического рейтинга из-за непопулярной и невразумительной политики,
но и неудачно выстроенной избирательной кампании, оттолкнувшей многих
избирателей.
Из всего выше
сказанного напрашивается следующий вывод:
ведущим
политическим силам страны не удалось убедить массового избирателя в важности
выборов как таковых и значимости Европарламента как высшего законодательного
органа ЕС, оказывающего сколько-нибудь серьезное влияние на повседневную жизнь населения
Эстонии.
07 июня нынешнего года состоятся вторые в истории
страны выборы в высший представительный орган объединенной Европы. Первые социологические опросы и
политологические прогнозы говорят за то, что общая активность избирателей будет
не на много выше, чем 5 лет назад. Следовательно, нас ожидает яростная борьба
по всему периметру избирательного поля за каждый голос, с использованием самых
изощренных политических технологий и, что является новацией, при
непосредственном участии европарламентских партий, которые вынуждены активно
поддерживать свои «дочерние» политические структуры в целях достижения более
высоких результатов на общеевропейском уровне.
Сегодня нет смысла загадывать как будут разворачиваться события на политической
предвыборной площадке но, спустя некоторое время, мы обязательно вернемся к
евровыборам -2009, т.к. тенденции, связанные с форсированием общеевропейской
интеграции и оформлением единого государства, обуславливают рост значимости
органов власти и управления ЕС в жизни всех государств евро зоны, включая,
естественно и Эстонию.
|