В настоящий момент в Эстонии
действует законодательство, четко разделяющее население по гражданским
признакам на две категории – граждан страны, обладающих всеми избирательными
правами и не граждан, наделенных правом голоса на выборах органов местного самоуправления.
Таким образом, электоральная база
в зависимости от статуса выборов, расширяется или уменьшается примерно на 180.000 человек. В их числе
находятся граждане России и иных государств (около 130.000) и лица без гражданства
(около 50.000 чел.)
Демографически массовый «русский»
избиратель компактно рассредоточен в трех основных регионах – Таллинне и
Харьюмаа – около 50%, в Ида – Вирумаа – 30%, в районе Причудья, крупных городах
Тарту, Пярну и в «точечных русских» зонах – г.г. Маарду, Палдиски, Локса, Кейла,
Вазалема и т.д. -20%.
Примечание: В настоящем анализе исследуется электоральный срез
избирателей – граждан ЭР, участвующих в Европарламентских выборах и выборах в
Рийгикогу.
По
социальному составу электорат на исследуемых территориях выглядит следующим образом:
1.Рабочие и
служащие - 37,0%
2.Учащиеся и студенты - 13,0%
3.Пенсионеры - 24,0%
4. Предприниматели - 6,0%
5. Домохозяйки и безработные - 11,0%
6.Научная и
техническая интеллигенция – 9,0%
Из приведенных показателей следует, что в социальном
аспекте электорат исследуемых территорий
негомогенен и разделен на три разновеликие группы:
1 – группа, имеющая доход выше средне- республиканского - 8-11%,
2 – группа,
имеющая средний доход – 24 – 26%
3 – группа,
имеющая доход ниже среднего – 38 – 40%
4 – группа,
имеющая низкий доход - 28 – 30%
Проецирование социального статуса избирателей на
Объединенную Левую партию позволяет
утверждать, что основной электоральный
ресурс партии по представленным группам выглядит следующим образом:
1 - группа – 3-4% или 5.000 чел.
2 – группа – 10-12% (16.000)
3 – группа – 20-25%
(33.000)
4 – группа – 18 – 22% (30.000)
Приведенные данные означают, что потенциальное электоральное поле ОЛП по русской электоральной зоне
в совокупности может составить от 45% до 55% голосов избирателей, что
составляет примерно 85.000 голосов, при условии системной работы с избирателями
в течение 3-4 лет и при стабильном росте рейтинга партии. Следует оговориться,
что речь идет об условном потенциале, т.к. надо принять в расчет как минимум
три объективно ограничительных фактора, которые необходимо преодолеть, а
именно:
1. Низкую
активность русскоговорящих избирателей; общий процент их участия в выборах
обычно не превышает 45% от общего числа, в то время как у избирателей –
эстонцев, этот процент, как правило, не меньше 55%. На европарламентских выборах 2004 года при общей
явке 26,8%, удельный вес «русских» избирателей в общем числе принявших участие
в голосовании составил менее 40%, т.е. к урнам пришло чуть больше 30.000
русских избирателей. Это обстоятельство во многом помешало независимому
кандидату в депутаты ЕП Георгию Быстрову набрать проходную квоту. В то же время
даже при таких неблагоприятных условиях кандидата Быстрова поддержали 22,0%
«русских» избирателей, что свидетельствует о высоком авторитете Быстрова в
русскоговорящей электоральной среде.
2. Жесткую
конкуренцию со стороны одной из самых влиятельных партий республики –
Центристской партии, давно и успешно действующей на русском электоральном
поле. Достаточно сказать, что только за 5 последних лет ЦП увеличила свой
русский электоральный ресурс с 38,0% до 50,0%. На выборах Рийгикогу в 2007 г.
из 72.000 голосов избирателей, набранных в русской электоральной зоне более
35.000 отданы русским электоратом. Столь ощутимый рывок
объясняется не только и не столько ростом доверия к ЦП, сколько двумя
благоприятными для нее обстоятельствами,
как-то:
- неубедительные и
несогласованные действия прорусских политических сил, год от года теряющих свой
авторитет среди русскоговорящего населения и практически сошедших с политической
арены к 2007г.;
- неадекватными силовыми
действиями Правительства ЭР и лично премьер – министра, реформиста Ансипа во
время апрельских событий, получивших название «бронзовая ночь», а также
последующей акцией по переносу Памятника Войну – освободителю. В течение
нескольких дней процесс многолетней интеграции двух языковых общин был сорван
силами правого блока, позднее пришедшего к власти на парламентских выборах
2007г.
Закономерно, что в создавшихся
условиях, униженное и оскорбленное русскоговорящее население вынуждено было
искать опору в той части эстонского политистеблишмента, который если и не
впрямую защищал, то хотя бы открыто не поддерживал Ансипа и его соратников.
Центристы и их лидер Э. Сависаар, выразившие некое подобие сочувствия русским,
минимальной ценой значительно увеличили армию своих сторонников из русского
электорального сегмента.
Позитивным для ОЛПЭ можно
считать то обстоятельство, что партия Реформ, а также объединенная партия
Исамаалийт – Руспублика на длительный срок лишились возможности хоть в малой
степени опираться на русский электорат, удельный вес которого постоянно растет
и становится важным аргументом в борьбе на всех этажах власти. Некоторые
возможности «оттяжки» русских голосов остаются у Рахвалийта, социал –
демократов и Зеленых, но создается впечатление, что все три названные партии не
располагают эффективным инструментарием воздействия на массовый неэстонский
электорат. Препятствием служит также неспособность поступиться некоторыми
национальными идеями, традиционно считающимися незыблемыми в эстонской
политической среде.
В создавшихся условиях, характеризующихся серьезным
экономическим кризисом, неизбежно буде происходить смещение электоральных
симпатий влево, что предоставляет хороший шанс новой силе – Объединенной Левой
партии Эстонии прочно занять свое место в политическом спектре страны и заявить
о себе как прогрессивной партии, выражающей интересы большинства населения
республики.
Однако в преддверие грядущих европарламентских выборов
ОЛПЭ следует в самый короткий срок завершить процесс политического и
организационного становления. Предстоит
убедительно и доходчиво разъяснить массовому избирателю привлекательность современной
левой идеи как наиболее демократической и социально направленной, отвечающей
жизненным устремлениям подавляющего числа жителей Эстонии. Всеми доступными
способами надо демонстрировать по-настоящему интернациональный характер партии,
впервые в постсоветской истории преодолевшей национальный барьер между двумя
языковыми общинами.
Следует обрести реальных союзников, готовых поддерживать
ОЛПЭ из числа общественности, профсоюзов, предпринимателей и региональных элит.
Укрепление позиции партии будут способствовать и коалиционные соглашения с
другими политическими партнерами, прежде всего с непарламентскими партиями
(Демократическая партия, Христианские демократы). Из крупных партий в качестве
потенциального союзника можно рассматривать Рахвалийт, а по отдельным
направлениям СДП и Зеленых. Целесообразно продумать пакет предложений по
сотрудничеству с естественным союзником – Центристской партией. В любом случае
лучше искать и находить союзников, чем наживать противников.
И, конечно, стратегической
задачей для ОЛП является интеграция в политическую систему ЕС, путем развития
двусторонних связей с Европейской Левой партией.
Помимо всего
прочего, многостороннее развитие
партнерских и политических связей – великолепный способ привлечения внимания
масс-медиа и через них бесплатной доставки позитивной информации до широкого
круга своих потенциальных избирателей.
|