Воскресенье, 19.05.2024, 23:41
Приветствую Вас Гость

Диалог


Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » Статьи » Статьи

Эстонские партии вместе и порознь

а). Сознательная перегруппировка правящей коалиции, выполненная по инициативе реформистской партии. Логика этого действия сводится к тому, чтобы в критический момент втянуть в активную политическую игру оппозиционных центристов и, тем самым, сделать их соучастниками  политики, проводимой в стране, а, с другой стороны, частично снять с себя бремя ответственности за собственные неудачи.

б). Инициировать внеочередные парламентские выборы, проведение которых целесообразно совместить с местными выборами в октябре нынешнего года.

Для участников политического процесса и перегруппировка и  внеочередные парламентские выборы -   не сахар, но в данных условиях им придется  выбирать между плохим и наихудшим.  Как нам представляется, наихудший вариант – упорно цепляться за власть, пытаясь любой ценой дотянуть до срока истечения полномочий, т.е. до 2011 года, находясь в ожидании того, умрет ли эмир, или ишак.  Цена такого решения может быть исключительно высокой, как для партий правящего блока, так и для эстонского общества, которому, вероятно, придется отложить в долгий ящик надежду на лучшее будущее.

Вероятно, это понимают руководители коалиционной социал-демократической партии, все чаще рассуждающие о возможном выходе из состава правительства. Соцдемы, не будучи самой рейтинговой партией Эстонии, отдают себе отчет в том, что «цыплят по осени считают», а непосредственная близость к партии Реформ в правящем альянсе, скорее всего, приведет к тому, что на осенних муниципальных выборах СДП многих «цыплят» не досчитается.

Совершенно очевидно, что единственная политическая сила, безусловно, заинтересованная в форсировании выборного процесса -  центристы. В их руках сегодня находится инициатива, удержать которую гораздо легче на «спринтерской дистанции», нежели на «стайерской». Поэтому, лидер центристов Э. Сависаар, скорее всего,  направит действия на создание «патовой» политической ситуации, при которой досрочные выборы станут осознанной необходимостью, одинаково понятной Президенту Т.-Х. Ильвесу и другим влиятельным политикам страны. 

В том случае, если «двойные» выборы состоятся в октябре 2009г. Центристская партия, почти наверняка, соберет никак не меньше 40% голосов избирателей и с триумфом вернет себе все утраченные позиции на вершине пирамиды власти. Что касается результатов плановых муниципальных выборов, то ЦП имеет блестящие перспективы не только укрепить власть в регионах постоянного доминирования, но и добиться ощутимого усиления по большинству избирательных округов  и только чудо может помешать этому.

Однако станет ли победное шествие команды Сависаара  триумфом ЦП и началом выздоровления эстонской политической системы?

- Едва ли.

Дело в том, что при самых впечатляющих результатах, центристам вновь придется формировать коалиционную Триаду, что будет означать воспроизводство столь же  неустойчивой  коалиции, как нынешняя. Другая возможность – союз, с примерно равными по силам реформистами - практически невозможен, принимая во внимание характер ожесточенной борьбы, развернувшейся сегодня отнюдь не только в политической плоскости. Не исключен, правда, временный союз с правой партией «Отечество – РесПублика», для ЦП такой альянс обещает головную боль и не дает убедительного преимущества над оппозиционными силами.

Наиболее рациональным вариантом, на сегодняшний день, является объединение центристов с СДП, Народным Союзом и Зелеными. Этот блок, по крайней мере, мог бы найти разумные компромиссные решения по основным проблемам социальной политики, в силу однонаправленности  программных векторов данного политического направления. Однако  трудность будет состоять в том, что финансово – экономический кризис существенно ограничивает поле социального действия, вынуждая правящую элиту идти на принятие далеко не самых популярных решений и при этом поддерживать разумный баланс между макроэкономическими показателями и жизненными потребностями социума.

Существует и  опасность другого свойства.

Неэффективное государственное управление, усиливают разочарование большинства населения действующей властью, вследствие чего, ожидается крайне низкая явка избирателей. По некоторым социологическим опросам, если бы выборы состоялись сегодня, то в них приняло бы участие не более 45% избирателей, имеющих право голоса. Полагаем, что эта оценка завышена как минимум на 5-7%. Однако, при негативном развитии событий, к чему есть реальные предпосылки, названный показатель может составить  35% и менее. На практике это означает, что за каждую из 6-ти партий, традиционно преодолевающих 5% барьер, придется в среднем всего по 6-7% голосов избирателей, т.е. правящая коалиция «Трех первых» будет иметь поддержку 18 -21% от общего (списочного) числа избирателей.  Возникает вполне резонный вопрос о легитимности высшего законодательного органа власти и, образованного ею Правительства.

А, эстонская политика, не претерпев никаких качественных изменений, останется на круги своя. Новые политические режиссеры и исполнители будут вынуждены играть все тот же спектакль, что и их предшественники. Такой сценарий чреват тем, что от «сердечной аритмии» «больной» перейдет в состояние «обширного инфаркта», со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Главный вывод настоящего анализа состоит в том, что на сегодняшний день эстонская политическая система  не установила точного диагноза, позволяющего определить правильные методы лечения. С нашей стороны было бы  верхом самонадеянности выступать в качестве лечащего врача, но, в силу определенной наблюдательности и знания предмета, полагаем целесообразным  высказать некоторые рецептурные соображения.

Для начала, эстонская политическая система должна обрести устойчивый баланс, с тем, чтобы в наибольшей мере соответствовать политической структуре населения страны. Это означает, что в общепартийной палитре неминуемо должна возникнуть реальная левая политическая сила, способная вместе с Центристами и партиями социальной направленности сформировать сильный лево – центристский блок.

В качестве такой левой силы в перспективе можно рассматривать Объединенную Левую партию Эстонии, сформированную в минувшем году слиянием Левой и Конституционной партий Эстонии. Будучи свободной от груза ошибок прошлых ошибок и пораженческих настроений, названная партия имеет шанс занять достойное место левого крыла эстонской политики.  Равновесие обоих флангов  привнесет устойчивость и динамизм всей политической системы. Одновременно, неминуемо начнется укрупнение правого фланга (этот процесс развивается)  что, в конечном счете, должно привести к тому, что ближайшие 3.4 года на политической арене останется не более 4-х партий, способных составить друг другу серьезную политическую конкуренцию и, отражающих интересы подавляющего числа избирателей. Четкий идейный водораздел между двумя сильными политическими блоками, станет гарантией тому, что победа одного из них позволит сформировать устойчивую, жизнеспособную коалицию, не раздираемую противоречиями, тормозящими принятие решений, жизненно – важных для страны и народа.

Обновление и модернизация политической системы, наличие в ее распоряжении надежного  механизма формирования  дееспособной власти  и станет показателем ее выздоровления.

Категория: Статьи | Добавил: Admin (12.03.2009)
Просмотров: 592 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [5]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0