Воскресенье, 19.05.2024, 23:41
Приветствую Вас Гость

Диалог


Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » Статьи » Статьи

Эстонские партии вместе и порознь
Народившаяся в период глобальных перемен в жизни общества, молодая эстонская политическая система формировалась и развивалась гипертрофированно, с явно выраженным «правым уклоном». Партии, одна за  одной, выходящие на политическую арену, упорно стремились занять правый фланг, справедливо полагая, что на этом фланге находится и массовый электорат, пребывающий под впечатлением национально-освободительных идей. Какое-то время политический баланс удавалось сохранять  благодаря сильной Центристской партии и крепкого середнячка,  лево - центристской Объединенной народной партии (ОНПЭ).
Развитие
рыночных отношений,  обусловило изменения социального облика эстонского общества, а вместе с ним изменился  вектор электоральных предпочтений, что не замедлило сказаться на системном падении политического рейтинга самой правой партии «Исамаалийт» и умерено правой «Мыдукат» (ныне социал-демократическая партия). Популярность Центристской партии и ОНПЭ, напротив, ощутимо возросла.  К 1999 году  рейтинг лево-центристских сил стал угрожающе опасным для других участников политического процесса. В безопасности могла чувствовать себя только либеральная «Партия Реформ», занявшая устойчивое положение в кругах крупного бизнеса и среднего слоя предпринимателей, стабильно поставлявших ей 16-18% голосов на выборах всех уровней.
На рубеже 2000 года возникли первые признаки грядущего политического кризиса, оставшиеся без внимания, большинства политиков и независимых аналитиков.

В уходе с политической арены целого ряда, не только мелких, но и достаточно крепких партий, таких, например, как «Кондэраконд», 
многие усмотрели позитивный процесс становления эстонской политической системы. В то же время, перегруппировки, происходящие  на межпартийном и внутрипартийном уровнях, расценивались   как тактические маневры, с целью занятия более выгодных позиций в канун тех, или иных  выборов, либо как  PR- приемы политтехнологов. Однако такие суждения оказались ошибочными.

 Ведущие партии, увлекшись межпартийной борьбой, все реже обращали внимание на смену электоральных настроений в обществе, связанных с накоплением усталости ожидания позитивных перемен.  Стратегические цели уступили место локальным, сиюминутным задачам – выиграть ближайший политический поединок – очередные выборы. В лево - центристском лагере утвердилась атмосфера самоуспокоенности а, в какой-то мере, и самоуверенности. Депутатские группы в Рийгикогу, а также в органах местного самоуправления, в которых лево-центристские представители имели серьезное влияние, нередко действовали несогласованно, а порой и друг   против друга.  Непрерывное лавирование партийных элит в целях занять более выгодное положение в структурах власти, приводило к созданию самых неожиданных коалиций. Достаточно вспомнить, как в 2002 году сильная депутатская  фракция, образованная в Таллиннском Горсобрании политическими силами объединенного русского списка, вдруг подписала коалиционное соглашение с  партией «Исамаалийт», нарушив, таким образом, предварительные договоренности с Центристами. В свою очередь Центристская партия неустанно вела «подкоп» под русскоговорящих избирателей, понимая, что именно там находится, никем невостребованный электоральный ресурс. Этот процесс, вольно или невольно, работал против  ОНПЭ и других «русских» партий, теряющих свою электоральную базу.

Оформление политического кризиса ознаменовало полное и окончательное размежевания партий, представляющих интересы русского и русскоговорящего населения. На момент кризиса, таких партий насчитывалось – 5 и каждая из них стремилась занять лидирующее положение. События показали, что сделать этого не удалось, но, привело к невосполнимым потерям для «русского» политического движения и откат его на последние рубежи большой политики.

Между тем, на «эстонском» фланге какое-то время наблюдалось относительное затишье, обусловленное негласным разделом сфер электорального влияния. Если Центристы усиливались за счет русскоговорящего электората, то Реформисты до определенного времени получали подпитку за счет крайне правых, ощутимо теряющих в политическом «весе».

Можно было прогнозировать, что при таком развитии событий, к 2003 году на эстонской политической арене будут доминировать только две - три партии, а все прочие, или канут в небытие, или отойдут на третьи роли. Однако этого не произошло.

К 2002 году на политическую арену стремительно выходит партия «нового типа», выпестованная бывшим Президентом страны Л. Мери, опытнейшим политиком Р. Тагапера и крупным бизнесменом О. Талем. Выросшая из клуба молодых эстонских политиков, партия «РесПублика», по замыслу ее организаторов, должна была прочно занять право-центристскую нишу, постепенно заменить ослабленный «Исамаалийт» и серьезно потеснить центристов.

Партийные идеологи - республиканцы сделали правильный ход, главную ставку поставив на энергичную и честолюбивую молодежь, смело    доверив ей руководство партией и  вооружив     привлекательным лозунгом «Наведем в стране порядок», созвучным с чаяниями простых людей, уставших от нескончаемых реформ и, ожидающих улучшения жизни.

За два года (2002-2003г.г.) «РесПубликанцы» прошли победоносный путь выборов в органы местного самоуправления и Парламент (Рийгикогу), став по количеству мандатов и популярности второй партией в Эстонии, незначительно уступив пальму первенства только  многоопытным центристам.

Казалось бы с этого момента должно начаться преодоление кризиса и выздоровление эстонского политического организма, но ситуация сложилась с точностью до наоборот.

Стремительно придя к власти, став главной партией правящей коалиции и, возглавив Правительство, молодые «республиканские ястребы» в одночасье презрели идеологические установки своих политических наставников и не стали утруждать себя занятием, предназначенной для них, политической ниши. Партия, умело раскачиваемая противниками и теми же союзниками по коалиции, быстро потеряла ориентиры, свернула предвыборный лозунг и попала в затяжной политический штиль.

Но, от внимательного наблюдателя не могло укрыться одно важное обстоятельство, а именно: выход на эстонскую политическую арену таранных республиканцев стал для прочих  неожиданностью чем-то сродни  чертику из табакерки. Возникла межпартийная сумятица и неразбериха, только способствующая оформлению общего политического кризиса.

Достаточно вспомнить, как многотрудно и болезненно формировалась правительственная коалиция после  завершения парламентских выборов 2003 года. На эту процедуру депутатские фракции безрезультатно потратили три месяца и только вмешательство Президента А. Рюйтеля, выступившего в роли третейского судьи, помогло эстонским парламентариям благополучно разрешить ситуацию. Выстраданная правящая коалиция, в которую вошли партии «Реформ», «РесПублика» и «Рахвалийт» стала обществом друзей поневоле. «Лебедь, рак и щука» впряженные в одну упряжку», как и следовало ожидать, потянули государственную телегу в разные стороны, вследствие чего, последняя так и не тронулась с места. Вопреки всем правилам политического жанра, Центристская партия,  победившая на выборах, осталась не у дел, что окончательно разрушило логическую конструкцию пирамиды власти.

Саморазвал зыбкого правящего триумвирата оставался вопросом времени. Традиционная эстонская рассудительность хранила коалицию на протяжение полутора лет. Но, по – мере приближения даты очередных выборов в местные органы самоуправления, все участники правящего альянса начали проявлять нервозность и неуживчивость, отдавая себе отчет в том, что  необходимо успеть первыми дистанцироваться от своих партнеров, дабы оставить им «почетное» право оправдываться перед избирателями за невнятную политику и многочисленные курьезы, сопровождавшие весь период их общего правления.

Декабрь 2004 года, образно говоря, ознаменовал переход скрытого правительственного, парламентского и межпартийного кризиса в фазу политической аритмии,  катализатором которого стал «бархатный» переворот в Таллиннском Городском Собрании – главном форпосте Э. Сависаара и Центристской партии. По замыслу вдохновителей переворота – все тех же партий правящей коалиции, захват стратегического плацдарма, коим является столица Эстонии, должен был способствовать укреплению, порядком расшатавшегося коалиционного блока и, одновременно, ослабить главного политического конкурента – ЦП.

Испытанным приемом покупки голосов, «заговорщики» овладели городом, сместив Э. Сависсара с поста мэра Таллинна и поставив на его место республиканца Т. Пальтса.

Однако вопреки замыслам, победители не сумели извлечь из новой ситуации никакой политической выгоды.

Во-первых, поражение Э. Сависаара, неожиданно для противника, обернулось его неформальной победой в электоральной среде как человека, незаслуженно лишенного властных полномочий.

Во-вторых, прибрав к рукам крупнейший мегаполис страны всего за 9 месяцев до очередных выборов, новая городская коалиция угодила в жесточайший цейтнот; слишком мало время осталось для того, чтобы успеть продемонстрировать свою управленческую состоятельность и обесценить заслуги Центристов.  

Центристская партия, напротив, оказавшись в оппозиции, полностью развязала себе руки, получила передышку на осмысление положения и накопление сил. Чувствительный щелчок явно пошел на пользу центристскому лидеру, заставив его заняться внутрипартийным ремонтом и заделкой «брешей», давно уже образовавшихся в центристской «кладке» с демонстративным выходом из партии депутатов Рийгикогу  Крейцберга, Тыннисон и еще 7-ми парламентариев. Отметим, что этот демарш основательно обескровил центристскую фракцию в эстонском Парламенте.

Тем не менее, одно бесспорно: освободив Э. Сависаара от должности столичного Мэра, коалиционщики, сами того не желая, предоставили ему возможность играть роль «разводящего».  Мастер политических интриг, тонко чувствующий малейшие оттенки игры, Сависсар незамедлительно сделал то, что и должен был сделать, - окончательно столкнул правящий триумвират лбами, фактически доведя его до полного разрушения. Это состояние мы и назвали «аритмией» эстонской политики.

О том, как развивались политические процессы последние 2-3 года, каково состояние партийного сообщества в настоящий момент и что можно ожидать в недалекой перспективе, попробуем разобраться в последующих материалах

(продолжение следует)

 

 

Категория: Статьи | Добавил: Admin (01.02.2009)
Просмотров: 735 | Рейтинг: 4.0/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [5]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0